|
Патент на интерфейс
Что такое патент на интерфейс
Патент на интерфейс программы оформляется для защиты новых и уникальных технических решений в области взаимодействия пользователя/оператора с программой (если совсем точно - с вычислительным устройством программу исполняющим).
В зависимости от вида/типа интерфейса (и степени его новизны), он может защищаться как авторский (художественный) объект (Copyright); как внешне новое визуальное решение (Design Patent); или как новое функциональное решение (Utility Patent).
Отдельные самостоятельные элементы интерфейса - могут защищаться отдельно и самостоятельно (графическое решение/исполнение окна - Design Patent, а его работа - Utility Patent, и т.д.).
Как он выглядит
Патент на интерфейс это обычное техническое описание порядка или особенностей взаимодействия пользователя/оператора с программой.
То есть описание того, как и каким образом программа передаёт сигналы и данные пользователю/оператору, а пользователь/оператор передаёт сигналы и данные программе.
Объём/детальность описания - определяется целями и задачами патентования, и может варьироваться от двадцати страниц для индивидуального мобильного приложения, до семисот с половиной страниц для индустриальной промышленной системы.
Классы интерфейсов
Интерфейс описывает то, какие объекты (фигуры, формы, кнопки, поля, меню и т.д.) отображаются на экране, и как пользователь/оператор с ними взаимодействует посредством периферии (клавиатура, мышь, микрофон, дигитайзер и т.д.).
Пользовательские интерфейсы программ условно можно разделить на "оконные", "трёхмерные", "тактильные", и "физические".
Рассмотрим данные классы подробнее
"Оконный" интерфейс
Оконный интерфейс это традиционный "плоский" интерфейс в котором программе на экране выделяется прямоугольная область-окно:
Разновидностью оконного интерфейса применительно к мобильным гаджетам является интерфейс, в котором окно программы занимает весь экран:
Более подробно с примерами Utility-патентов на оконный интерфейс можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
"Трёхмерный" интерфейс
В трёхмерном интерфейсе экран - выступает в качестве прозрачной "стены" некоей виртуальной трёхмерной сцены, а функциональные элементы программы (формы, кнопки, поля, меню и т.д.) - представлены в виде трёхмерных объектов этой сцены, допускающих витруальные трёхмерные манипуляции (выделение, перемещение и т.д.):
"Тактильный" интерфейс
В тактильных интерфейсах средства отображения и позиционирования функционально объединены и пространственно совмещены.
Тактильный интерфейс описывает управление посредством касания сенсорного экрана с изображением стилусом, пальцами:
или иными частями тела:
"Физический" интерфейс
В физических интерфейсах взаимодействие осуществляется посредством физического воздействия пользователя/оператора на исполняющий программу гаджет, или внешний контролёр через его наклоны, повороты, тряску, удары, распознавание движений и т.д. :
К подобным решениям относятся управление в играх посредством поворотов или наклонов гаджета, стирание изображений посредством переворачивания гаджета экраном вниз, контролёры типа Kinetic, обработка QR-кодов, интерфейс программ дополненной реальности и т.д. :
Комбинация интерфейсов разных видов
В конкретном техническом решении могут одновременно присутствовать интерфейсы различных видов (тактильный + оконный, трёхмерный + физический и т.д.), в таких случаях описание состоит из элементов описаний разных видов.
В соответствии с балансом в конкретном техническом решении программной и аппаратной составляющей, в патенте на это решение устанавливается баланс описания способа и описания устройства.
Если решение основано на стандартном устройстве (ПК, ноутбук), и реализовано чисто программно (экранное меню, кнопки) - можно ограничиться способом (способ ввода данных, способ предоставления данных и т.д.).
Если решение основано на серьёзной аппаратной поддержке (игровом контролёре на основе датчиков гаджета) - можно ограничиться устройством.
На практике в подавляющем большинстве случаев применяется комбинация обеих объектов:
"Способ и устройство для его осуществления"; и/или "Устройство и способ его использования".
Как патент на интерфейс составляется
Изучая патентные базы и открытые публикации необходимо определить текущий "уровень техники" и найти наиболее близкие известные аналоги, в которых похожие задачи решаются похожими методами.
После нахождения наиболее близких аналогов (и подтверждения новизны и неизвестности) описание готовится по аналогии, включая формат, терминологию и рисунки.
Без предварительного подробного изучения текущего уровня техники подготовка и подача патентной заявки весьма нежелательна, так как в подавляющем большинстве случаев влечёт за собой противопоставление известных решений и отказ в выдаче патента по причине отсутствия у решения новизны.
Стоимость работ по получению патента на интерфейс зависит от объёма и сложности описания и выбранных форм защиты, и может составлять от $500 для получения международного патентного приоритета на ограниченный (1 стр.) функционал, и до величин, ограниченных только общей экономической целесообразностью.
Более подробно с тарификацией различных работ можно в разделе "Сроки & Цены".
Заказать услуги по патентованию можно в разделе "Сделать заказ/Патентование".
|
|
|