Патент на интерфейс

Что такое патент на интерфейс

     Патент на интерфейс программы оформляется для защиты новых и уникальных технических решений в области взаимодействия пользователя/оператора с программой (если совсем точно - с вычислительным устройством программу исполняющим).
     В зависимости от вида/типа интерфейса (и степени его новизны), он может защищаться как авторский (художественный) объект (Copyright); как внешне новое визуальное решение (Design Patent); или как новое функциональное решение (Utility Patent).
     Отдельные самостоятельные элементы интерфейса - могут защищаться отдельно и самостоятельно (графическое решение/исполнение окна - Design Patent, а его работа - Utility Patent, и т.д.).

Как он выглядит

     Патент на интерфейс это обычное техническое описание порядка или особенностей взаимодействия пользователя/оператора с программой.
     То есть описание того, как и каким образом программа передаёт сигналы и данные пользователю/оператору, а пользователь/оператор передаёт сигналы и данные программе.
     Объём/детальность описания - определяется целями и задачами патентования, и может варьироваться от двадцати страниц для индивидуального мобильного приложения, до семисот с половиной страниц для индустриальной промышленной системы.

Классы интерфейсов

     Интерфейс описывает то, какие объекты (фигуры, формы, кнопки, поля, меню и т.д.) отображаются на экране, и как пользователь/оператор с ними взаимодействует посредством периферии (клавиатура, мышь, микрофон, дигитайзер и т.д.).
     Пользовательские интерфейсы программ условно можно разделить на "оконные", "трёхмерные", "тактильные", и "физические".
     Рассмотрим данные классы подробнее

"Оконный" интерфейс

     Оконный интерфейс это традиционный "плоский" интерфейс в котором программе на экране выделяется прямоугольная область-окно:

     Разновидностью оконного интерфейса применительно к мобильным гаджетам является интерфейс, в котором окно программы занимает весь экран:

     Более подробно с примерами Utility-патентов на оконный интерфейс можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

"Трёхмерный" интерфейс

     В трёхмерном интерфейсе экран - выступает в качестве прозрачной "стены" некоей виртуальной трёхмерной сцены, а функциональные элементы программы (формы, кнопки, поля, меню и т.д.) - представлены в виде трёхмерных объектов этой сцены, допускающих витруальные трёхмерные манипуляции (выделение, перемещение и т.д.):

"Тактильный" интерфейс

     В тактильных интерфейсах средства отображения и позиционирования функционально объединены и пространственно совмещены.
     Тактильный интерфейс описывает управление посредством касания сенсорного экрана с изображением стилусом, пальцами:

     или иными частями тела:

"Физический" интерфейс

     В физических интерфейсах взаимодействие осуществляется посредством физического воздействия пользователя/оператора на исполняющий программу гаджет, или внешний контролёр через его наклоны, повороты, тряску, удары, распознавание движений и т.д. :
     К подобным решениям относятся управление в играх посредством поворотов или наклонов гаджета, стирание изображений посредством переворачивания гаджета экраном вниз, контролёры типа Kinetic, обработка QR-кодов, интерфейс программ дополненной реальности и т.д. :

Комбинация интерфейсов разных видов

     В конкретном техническом решении могут одновременно присутствовать интерфейсы различных видов (тактильный + оконный, трёхмерный + физический и т.д.), в таких случаях описание состоит из элементов описаний разных видов.
     В соответствии с балансом в конкретном техническом решении программной и аппаратной составляющей, в патенте на это решение устанавливается баланс описания способа и описания устройства.
     Если решение основано на стандартном устройстве (ПК, ноутбук), и реализовано чисто программно (экранное меню, кнопки) - можно ограничиться способом (способ ввода данных, способ предоставления данных и т.д.).
     Если решение основано на серьёзной аппаратной поддержке (игровом контролёре на основе датчиков гаджета) - можно ограничиться устройством.
     На практике в подавляющем большинстве случаев применяется комбинация обеих объектов: "Способ и устройство для его осуществления"; и/или "Устройство и способ его использования".

Как патент на интерфейс составляется

     Изучая патентные базы и открытые публикации необходимо определить текущий "уровень техники" и найти наиболее близкие известные аналоги, в которых похожие задачи решаются похожими методами.
     После нахождения наиболее близких аналогов (и подтверждения новизны и неизвестности) описание готовится по аналогии, включая формат, терминологию и рисунки.
     Без предварительного подробного изучения текущего уровня техники подготовка и подача патентной заявки весьма нежелательна, так как в подавляющем большинстве случаев влечёт за собой противопоставление известных решений и отказ в выдаче патента по причине отсутствия у решения новизны.


     Стоимость работ по получению патента на интерфейс зависит от объёма и сложности описания и выбранных форм защиты, и может составлять от $500 для получения международного патентного приоритета на ограниченный (1 стр.) функционал, и до величин, ограниченных только общей экономической целесообразностью.
     Более подробно с тарификацией различных работ можно в разделе "Сроки & Цены".
     Заказать услуги по патентованию можно в разделе "Сделать заказ/Патентование".



© SoftPatent